Архив
«Смысл проводить фестиваль остается и сегодня!»
История «Кинопробы» началась в 2004 году. Тогда это был очень маленький, локальный и теплый фестиваль анимационных фильмов под названием «Кляксочка», который придумали Архитектурный институт (тогда еще) и Союз кинематографистов. Все держалось исключительно на личной инициативе, на связях аниматоров Оксаны Черкасовой и Алексея Караева. На первом и втором фестивале я была просто зрителем, мы приходили на показы вместе со студентами Киноклуба Дома кино, а уже на третий раз меня пригласили возглавить этот фестиваль. Тогда он еще был полностью анимационный, и, кстати, тот третий раз был самым замечательным, потому что к нам приехал художник-мультипликатор Александр Петров, и представил свой новый фильм «Моя любовь». Больше такого не было ни разу: в Большой зал Дома кино попасть было невозможно, трансляции шли в холле, который тоже был переполнен. Мне захотелось большего разнообразия, поэтому мы сначала добавили документальное кино, потом игровое. Пятый фестиваль уже представлял все жанры и получил новое название – «Кинопроба». Не так давно у нас появилось еще одно новшество – фильмы-дебюты, то есть первые самостоятельные работы режиссеров без участия преподавателей и киношкол. Думаю, что единственное, что останется без перемен – это то, что мы принимаем только короткий метр начинающих авторов, потому что, если мы начнем брать в конкурс полный метр, то фестиваль потеряет свою специфику.
Неотъемлемой и важной частью «Кинопробы», что логично следует из ее специфики, является обязательное присутствие большого количества образовательных программ: мастер-классы для режиссеров, операторов и представителей многих других кино-профессий, лекции, презентационные программы киношкол и т.п. Особенная гордость за нашу офф-программу меня особенно переполняет, когда я начинаю вспоминать, кто у нас был. От анимации это и уже упомянутый Александр Петров, и Михаил Тумеля, и Иван Максимов, и еще многие-многие другие – весь цвет российской анимации. К большому сожалению, не было Юрия Норштейна, но многие его ученики, те, кто с ним тесно связан – были. Если говорить о мировой анимации, то круче Билла Плимптона вообще найти сегодня невозможно, – а он к нам приезжал. У нас был Дэвис Прокстон – руководитель бристольской анимационной кинокомпании Aardman Animations, в которой сделали мультфильм «Побег из курятника». Что касается игрового кино, то у нас уже два раза был режиссер Андрей Звягинцев, по разу Йос Стеллинг и Кшиштоф Занусси. Мне кажется, что нет необходимости объяснять, что это все режиссеры очень высокого уровня. Много лет я ждала к нам Вадима Абдрашитова – и в прошлом году он приехал и возглавил жюри «Кинопробы». Был Николай Досталь, Андрей Кржановский… Так что все здорово! Правда, есть еще длинный список «мечт»: тех, кого бы очень хотелось увидеть на фестивале, но, по разным причинам, эти люди до нас пока не доехали, но мы не отчаиваемся!
В отличие от четко прогнозируемой нами офф-программы, основные конкурсные программы могут быть разными по уровню, это зависит не от нас, и, в общем-то, я даже не знаю точно, от чего именно это зависит. Год на год не приходится – это всегда так, на всех фестивалях. Тенденция, которую можно четко отследить: всегда наиболее сильна на «Кинопробе» анимационная программа, затем следует документальная, а игровые фильмы оказываются наиболее слабым местом. Их всегда тьма, из больше всего снимают и присылают, и среди них очень много откровенно слабых работ, которые приходится нещадно отсеивать. Наверное, это происходит потому, что чаще всего люди, которые не очень хорошо понимают, что и как делать в кино, просто «играют» в него и ловят от этого какой-то свой кайф, берутся именно за съемку игровых фильмов. Им просто нравится, что есть камера в руках, а про что, для чего они что-то снимают – им уже не важно. Очень интересно отслеживать уровень работ по тому, из какой киношколы они присланы, насколько сильно в них чувствуется рука мастера. Удивительно, что есть киношколы, чаще всего западные, которые дают настолько ровный качественный материал, что невозможно что-то отсеять из того, что они присылают. При этом там обычно нет шедевров, таких, которые иногда неожиданно, среди довольно слабого материала, появляются в российских киношколах. Как это было четыре года назад в программе игрового кино: все плохо-плохо-плохо, и вдруг – бац! – «F5» Тимофея Желнина, который просто «выстрелил» и получил Гран-При фестиваля из рук Андрея Звягинцева. В анимации такие звезды бывают у нас чаще, а вот именно в игровом кино такой прорыв случился всего один раз за все годы существования «Кинопробы».
География нашего фестиваля уже давно разрослась, стала очень обширной и разнообразной. Сейчас, конечно, не лучшее влияние на нее оказывают политические мировые тенденции. Западного кино стало гораздо меньше: Европа и США «схлынули». Украины нет вообще, хотя она участвовала всегда, с самого первого фестиваля. К большому сожалению, это все так. Зато появились азиатские страны, которых раньше мы никогда не видели: например, Таджикистан и Узбекистан, в общем, вся бывшая советская Средняя Азия, кроме Туркменистана. Тем не менее, европейская карта фестиваля достаточно обширная: это Польша, Чехия, Бельгия, Румыния, Сербия, Эстония, Испания, Венгрия, Португалия, Германия. Из ближнего зарубежья присутствуют Белоруссия, Грузия, из более отдаленного – Монголия, Китай, Турция, Индия, Ирак, Южная Корея, самое дальнее зарубежье представлено США, Канадой, Австралией.
Скажу о том, чего бы нам хотелось пожелать самим себе. Честно говоря, фестивалю сейчас не хватает продюсерской составляющей, такого настоящего реального рынка, дающего людям реальные возможности профессиональной реализации. Частично такое бывало: сюда приезжали продюсеры, смотрели фильмы, а затем приглашали авторов на работу, например, в прошлом году несколько ребят-аниматоров получили работу в «Смешариках». Для того, чтобы такие вещи происходили чаще, требуется совершенно другой уровень затрат, другой уровень организации, на данный момент подобными возможностями мы не располагаем.
Еще очень хотелось бы, чтобы фестиваль опирался на хорошую екатеринбургскую киношколу, серьезную и основательную – такую, какой является наша анимационная школа. Про Свердловскую киностудию стоит забыть: там происходит что-то не вполне понятное, но это можно объяснить тем, что сейчас в принципе не время крупных государственных учреждений, наступила эпоха камерных объединений. У нас есть несколько таких: студия Алексея Федорченко «29 февраля», кинокомпания «Снега». Это уже немало, это серьезные студии, которые находятся на плаву. И все же нужна именно киношкола.
А смысл проводить фестиваль остается и сегодня, мы его ощущаем. И будем продолжать работать и развиваться!
Наши призеры
Гран-при XIV Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба»: «Таня», режиссер Мария Седяева, Екатеринбург, Россия Приз за лучшую программу киношколы: Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург, Россия. Приз за лучший игровой […]
Профессия: оператор
На фестиваль «Кинопроба-2017» приехал кинооператор Сергей Астахов. Сказать, что это гвоздь нашей программы — ничего не сказать. Он: получил профессиональное образование в мастерской Л.В. Косматого […]