Анимационная реальность

В этом году в рамках XIII фестиваля «Кинопроба» прошла встреча с независимым режиссером-аниматором из США, координатором программы «Анимация и Иллюстрация» в Университете штата Калифорния в Сан-Хосе – Дэвидом Чаи, чьи работы показаны на 230 кинофестивалях по всему миру, включая такие как «Sundance», «Cinequest», кинофестиваль в Энн-Арборе, Международный фестиваль анимационных фильмов в Анси. Специально для студентов УрГАХУ Дэвид провел мастер-класс по анимации, где раскрыл секрет создания анимационного кино. 

 

Ксения Альпинская: Дэвид, бывали ли Вы раньше на российских кинофестивалях, в частности на «Кинопробе», и какое впечатление они произвели на Вас?

Дэвид Чаи: Это мой первый визит в Россию, в Екатеринбург. До этого я никогда не был здесь, хотя мне хорошо знакомо творчество российских режиссеров-аниматоров.

К. А.: В таком случае, что Вы ожидаете от этого фестиваля?

Д. Ч.: Я бываю на фестивалях в США, Канаде и Франции. На самом деле, я посещаю их, потому как именно на фестивалях есть возможность посмотреть самые различные фильмы, которые больше нигде не покажут. Ну и, конечно, новые города – это новые люди, а новые люди – новая культура. Мне это нравится! Но, независимо от того, какой город, какие люди, главным для меня остается кино.

К. А.: Вы упомянули, что знаете творчество российских аниматоров. Дэвид, а чем российская анимация отличается от мировой и, в первую очередь, от американской?

Д. Ч.: Это интересный вопрос. Я ни на что не претендую, это мое мнение, но среди российских аниматоров я выделяю Александр Петрова. Я видел много работ пионеров российской анимации, которые в дополнение к используемой ими технике (рисунок на стекле, куклы), сохраняют культурную составляющую. Понимаете, когда американцы делают анимационный фильм, они не привносят какого-то культурного оттенка в свое творчество. Американцы не пытаются отразить всю культуру в кино. Пример: когда мы шли по улицам Екатеринбурга, то наблюдали невероятное архитектурное многообразие – каждый дом имеет собственную историю, хранящуюся десятилетиями. В США же здание либо новое, либо старое, без намека на исторический подтекст. В фильмах российских режиссеров отражено все народное творчество.

К. А.: Дэвид, в рамках фестиваля Вы покажете мастер-класс для студентов архитектурно-художественного университета, а также у Вас совместная программа с Университетом Сан-Хосе. Какие задачи Вы перед собой ставите, и что хотите получить?

Д. Ч.: На тех проектах, где мне посчастливилось работать, воркшопы занимали достаточно много времени. Когда я делаю тридцатисекундные мультфильмы, не имея ограничителя, то могу работать несколько недель. Поэтому мне очень интересно не просто поработать в команде со студентами, а, во-первых, находясь в определенных рамках, во-вторых, с теми, кого ты еще не знаешь, поставить перед ними сложную задачу и посмотреть, смогут ли они справиться с ней с энтузиазмом и за какое время. На самом деле, здесь нет тайн, я не изобрел колесо заново, мой подход к анимации классический, здесь главное – задача, мотивация и решение.

Что касается Университета Сан-Хосе, это будет подборка моих образцов и образцов моих студентов. При отборе я руководствовался таким критерием, как «разнообразие»: милое, серьезное, грустное, смешное. Я очень горд, что студенты делали эти фильмы, поскольку знаю, насколько это сложно. Я горд и силой программы своего университета. Ведь мы являемся государственным вузом, а многие люди платят огромные деньги коммерческим киношколам, чтобы научиться создавать анимацию. Я не знаю, студенты каких школ принимают участие в этом фестивале, но я рад, что наши ребята, используя минимум средств, могут создавать достойное анимационное кино. И моя задача – вдохновить всех присутствующих! Люди должны понять: с использованием современных технологий можно создать фильм, снимая его на камеру самого простого смартфона.

К. А.: Дэвид, а что касается проблем мировой и американской анимации, какие стороны сильные, а какие слабые?

Д. Ч.: Смотрите, если мы говорим о коммерческом кино, то основная проблема – формализация. Оно слишком коммерческое – и не важно, игровое это кино или анимация. Идея фильма пропадает под давлением того же маркетинга. Даже если говорить о Голливуде. Коммерческие фильмы все на одно лицо, поэтому я предпочитаю независимый кинематограф. Повезло, что в нашей с вами реалии есть ресурсы, позволяющие расширять кругозор, ресурсы, где можно посмотреть уникальные, необычные, свежие киноработы в самых разных жанрах. Существуют студии, специализирующиеся на производстве кукольных мультиков, что-то похожее было в СССР, только с использованием новых технологий. И темы таких картин отличаются от других. От того же Диснея, не потому что Дисней плох – нет, что Вы! Просто эти работы совсем другие, в них есть что-то от мультипликации Тима Бертона. Такие фестивали, как «Кинопроба», нравятся мне, прежде всего тем, что их делают независимые кинематографисты, а это означает поиск нового, движение вперед. Я бы дал больше власти режиссерам и сценаристам. Ведь так грустно, когда в процессе работы с другими людьми, оригинальная замечательная идея меняется, теряет свою изюминку, ничем не отличается от миллионов других.

Вообще основа любого фильма – история. Если она есть, можно снять два пальца, манипулировать ими, а в итоге получить достойное кино. Если же истории нет или она не удалась, то никакой голливудский актер не может исправить это. Анимация немного сумасшедшее занятие, сами посудите: мой трехминутный мультик может делаться на протяжении трех-четырех месяцев с участием сорока человек. Здесь важны три вещи: идея, фантазия и команда твоих единомышленников.

Беседовала Ксения Альпинская

«Искреннее кино и новая кровь»

Ярослава Пулинович – успешный драматург, сценарист, уже несколько лет подряд является членом жюри фестиваля-практикума «Кинопроба». В рамках 13-го также провела мастер-класс по написанию киносценария. О […]

Названы победители "КИНОПРОБЫ"-2016

С 1 по 4 декабря в Екатеринбурге прошел XIII Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба». За 4 дня фестиваля было показано более 100 фильмов из 16 стран […]